Feb 082018

The surgeons at the Almazov Centre performed a successful surgery on a baby with a congenital lung malformation.

The ultrasound at 30 weeks revealed the accumulation of fluid in the left pleural cavity (intrauterine hydrothorax) in the fetus. The woman from Vologda was referred for a consult to the Perinatal Centre of the Almazov National Medical Research Centre.

Dr. Philipp Ovsyannikov, head of the Functional Diagnostics Department and ultrasound specialist, performed an intrauterine puncture of the fetal pleural cavity under ultrasound control and evacuated the fluid. The cause of its accumulation remained unclear. The doctors were concerned about the health of the future child and recommended delivery at the Perinatal Centre.

However, due to premature delivery, the mother and her baby were transferred to St. Petersburg three weeks after the delivery. A follow-up and an accurate diagnosis were required as the fluid continued to accumulate and compress the lung tissue as well as adjacent organs. This condition could ultimately lead to respiratory and circulatory failure.

Chest X-ray suggested pulmonary sequestration, a rare congenital malformation in which a mass of abnormal lung tissue is detached from the normal lung. This extra portion of lung tissue is deprived of oxygen and has no respiratory function. Unlike with other lung malformations, the sequestered tissue receives its blood supply from an isolated vessel extending directly from the aorta.

This diagnosis was confirmed by a CT scan. It is because of this unusual symptom (intrauterine fluid accumulation in the pleural cavity) that the ultrasound before delivery did not show any extra blood vessel and a large sequester.

Surgery was required to remove the abnormal mass that would otherwise be a constant site of infection leading to inflammatory processes and suppuration. The surgery was performed by Prof. Vladimir Bairov, chief visiting pediatric surgeon of the Northwestern Federal District and head of the Research Laboratory for Surgery of Congenital and Hereditary Diseases at the Almazov Centre, and Dr. Anna Sukhotskaya, head of Pediatric Surgery Department at the Perinatal Centre.

Professor Bairov said that it was the first case in his many years of practice when the intrauterine hydrothorax was a consequence of congenital pulmonary sequestration. According to the doctor, after the description in the medical literature, this case will help doctors make an accurate diagnosis and be ready to provide the necessary specialized care to newborns.

Thanks to the leading-edge technologies and high professionalism of doctors, the baby from Vologda received timely care: the abnormal tissue portion was removed before complications occurred. Soon after the life-threatening condition was repaired, the child was discharged home.

фев 082018
 


Ребенок с врожденным пороком развития легкого успешно оперирован в Национальном медицинском исследовательском центре имени В. А. Алмазова.

Скопление жидкости в левой плевральной полости (внутриутробный гидроторакс) у плода было выявлено при проведении ультразвукового исследования на сроке беременности около 30 недель. Из Вологды женщину направили на консультацию в Перинатальный центр ФГБУ «НМИЦ им. В. А. Алмазова» Минздрава России.

Заведующий отделением функциональной диагностики, врач ультразвуковой диагностики, к. м. н. Филипп Андреевич Овсянников под контролем ультразвука внутриутробно пунктировал плевральную полость плода и эвакуировал жидкость, причина образования которой оставалась неясной. Опасаясь за здоровье будущего ребенка, пациентке рекомендовали рожать в Перинатальном центре.

Однако роды начались преждевременно, и в Санкт-Петербург маму с малышом перевели, когда ему было три недели. Ребенок нуждался в дообследовании и точном диагнозе, так как жидкость продолжала скапливаться и сдавливала легочную ткань, а также соседние органы. Вероятны были дыхательная недостаточность и нарушение кровообращения.

На основании рентгенограмм предположили секвестрацию легкого – достаточно редкий порок развития, при котором часть аномально развитой легочной паренхимы отделяется от легкого. «Лишний» участок легочной ткани не наполняется кислородом, «не дышит». Кровоснабжение секвестра, в отличие от других аномалий развития легких, осуществляется изолированным сосудом, отходящим непосредственно от аорты.

Компьютерная томография подтвердила данный диагноз. Из-за необычного симптома – внутриутробного скопления жидкости в плевральной полости – дополнительный кровеносный сосуд и большой секвестр невозможно было обнаружить при УЗД до родов.

Требовалось оперативное вмешательство, в противном случае патологическое образование являлось бы постоянным местом инфицирования, приводя к воспалительным процессам и нагноениям. Операцию провели Владимир Гирееевич Баиров, д. м. н., профессор, главный внештатный детский хирург Северо-Западного Федерального округа, заведующий НИЛ хирургии врожденной и наследственной патологии ФГБУ «НМИЦ им. В. А. Алмазова» Минздрава России и Анна Андреевна Сухоцкая, к. м. н., заведующая отделением детской хирургии Перинатального центра ФГБУ «НМИЦ им. В. А. Алмазова» Минздрава России.

Владимир Гиреевич рассказал, что за свою многолетнюю практику впервые столкнулся со случаем, когда внутриутробный гидроторакс стал следствием врожденной секвестрации легкого. «Раньше отсутствовала возможность своевременно, тем более внутриутробно, диагностировать секвестрацию легкого – не было компьютерной томографии и УЗИ-аппаратов с высокой разрешающей способностью, – пояснил В. Г.  Баиров. – Дети с таким пороком развития могли поступать к специалистам в возрасте 10-ти и старше лет. Это были хронически больные пациенты, с частыми пневмониями, плевритами в анамнезе, осложнениями после гриппа… А при оперативных вмешательствах врачи обнаруживали у них уже полуразвалившиеся секвестры. До сих пор эту врожденную патологию развития легких лечат в основном в крупных специализированных центрах, в Москве и Петербурге». По мнению доктора, после описания в медицинской научной литературе этот случай поможет врачам устанавливать верный диагноз и быть готовыми оказать необходимую специализированную помощь новорожденным.

Благодаря современным технологиям и профессионализму врачей малышу из Вологды все было сделано вовремя, участок патологической ткани удален до появления осложнений. Жизни ребенка ничего не угрожает, и он уже выписан домой.