Jun 262018
 

IMG_20180618_134735

The Almazov Centre has successfully implanted an artificial left ventricle made in Russia in a 15-year-old patient.

The doctors have been fighting for the boy’s life for three months. It all started as a mere cold in February. When the boy got better, he went back to taking his favourite dance classes, but in March his condition suddenly got worse. He developed symptoms such as weakness, shortness of breath, dizziness, low blood pressure, tachycardia. The boy was taken to the St. Mary Magdalene Children’s Hospital by ambulance and admitted to the ICU where the doctors managed to stabilize him.

The next day the patient was transferred to the intensive care unit of the Children’s Rehabilitation Clinic of the Almazov Centre. Pediatricians, pediatric cardiologists, cardiac surgeons and intensivists have been working together for 2 weeks to save the boy’s life. The team of doctors determined the treatment tactics and the necessary examinations. They assumed it was the onset of a congenital heart disease and the medical test results, including genetic testing, confirmed the diagnosis of primary cardiomyopathy triggered by acute viral myocarditis.

The patient was getting worse every day. He developed heart and multiple organ failure, life-threatening ventricular arrhythmias as the left chambers stopped contracting and the heart could not maintain blood pressure. The boy was put on cardiopulmonary bypass and ventilator and transferred to the cardiac surgery intensive care unit of the Main Building.

The boy remained connected to machines for 14 days without any improvement. Considering the new complications, heart transplant was the only possible solution under the circumstances. However, at that stage the patient had obvious contraindications to heart transplantation.

A long-term mechanical circulatory support device could be used as a bridge to transplantation in this case. The urgent implantation of a portable left ventricular assist device (LVAD) was necessary.

This mechanical device is used to partially replace the function of a failing heart. The device made in Russia is used only in adults with acute heart conditions who need subsequent heart transplantation.

According to the specialists of the Almazov Centre, such devices were implanted in only 50 patients in Russia. This is the first case of successful implantation of a domestic ventricular assist device in a pediatric patient in Russia.

During the surgery, the titanium blood pump was implanted to pump blood from the left ventricle to the aorta. The pump has a drawback: the patient has to carry an extracorporeal battery pack weighing 1.5–2 kg, which may be worn in a bag or backpack, and the batteries must be charged regularly.

After the LVAD was implanted, the patient recovered a normal cardiovascular function and the functioning of all body systems gradually improved. After a one-month rehabilitation programme at the Children’s Rehabilitation Clinic he was discharged in June.

IMG_20180618_135656

The boy will visit the Almazov Centre for follow-up checks and, if necessary, will be placed on the heart transplant waiting list. If there is a need for transplantation, the boy has enough time and his LVAD is his lifeline until a new heart becomes available.

июн 262018
 

IMG_20180618_134735

В Центре Алмазова 15-летнему петербуржцу выполнена успешная имплантация искусственного левого желудочка сердца российского производства.

В течение трех месяцев врачи боролись за жизнь подростка. Все началось с обычной простуды в феврале, после выздоровления от которой мальчик вернулся к любимым занятиям танцами. А в марте самочувствие резко ухудшилось, появились общая слабость, одышка, головокружение, снижение артериального давления, тахикардия. Бригадой скорой медицинской помощи он был доставлен в детскую городскую больницу Святой Марии Магдалины и сразу — в реанимацию, где благодаря профессионализму сотрудников удалось стабилизировать критическое состояние.

Через сутки пациента экстренно перевели в отделение анестезиологии и реанимации Детского лечебно-реабилитационного комплекса (ДЛРК) Центра Алмазова. В течение 2 недель ежедневно, ежеминутно шла борьба за жизнь. Педиатры, детские кардиологи, кардиохирурги, врачи анестезиологи-реаниматологи, специалисты разных направлений, администрация Центра, находясь в полном взаимодействии, определяли тактику лечения и необходимого обследования. Врачи заподозрили дебют врожденного заболевания сердца, теперь же в ходе обследования, в том числе генетического, была подтверждена первичная кардиомиопатия, проявившаяся на фоне течения острого вирусного миокардита (воспаление сердечной мышцы).

Состояние ухудшалось с каждым днем. Прогрессировали сердечная и полиорганная недостаточность, развились жизнеугрожающие желудочковые нарушения сердечного ритма – левые камеры сердца перестали сокращаться, артериальное давление не поддерживалось. Потребовались подключение экстракорпорального кровообращения (ЭКМО) и искусственная вентиляция легких, поэтому мальчика перевели в кардиохирургическую детскую реанимацию Главного корпуса.

В течение 14-ти суток подросток находился на аппаратах, без значительной положительной динамики. С учетом возникающих новых осложнений единственно возможным методом лечения в данной ситуации стала трансплантация сердца. Однако на этом этапе лечения для трансплантации были выявлены осложнения, при которых операция противопоказана.

«Мостом» к трансплантации могла стать долговременная механическая поддержка левого желудочка. В кратчайшие сроки была необходима имплантация носимого аппарата вспомогательного кровообращения (АВК-Н).

Этот аппарат российского производства применяется только для взрослых пациентов с острыми формами сердечной патологии и нуждающихся в дальнейшей трансплантации сердца. По сути, электромеханическое устройство используется для частичной замены функции сердца и кровотока.

По данным специалистов Центра Алмазова, в России таких приборов установлено всего 50. И впервые ребенку – совпали антропометрические параметры! Это первый в Российской Федерации случай успешной имплантации отечественной системы вспомогательного кровообращения.
Во время операции был «вживлен» титановый насос, перекачивающий кровь из левого желудочка сердца в аорту. У насоса есть недостаток: к выведенной наружу трубке прилагается сумка или рюкзачок с аккумуляторами весом в полтора-два килограмма. Периодически аккумуляторы надо ставить на подзарядку. И в данном случае параллельно укреплять мышечный корсет – за время болезни подросток потерял в весе около 20 кг.

После имплантации устройства сердечно-сосудистая деятельность восстановилась, работоспособность всех систем организма постепенно улучшилась, остановился инфекционный процесс. В течение месяца юный пациент проходил реабилитационную программу в ДЛРК. Играя в компьютерные игры (именно так устроены реабилитационные тренажеры для детей), оттачивал координацию движений и восстанавливал силу и подвижность мышц. В июне выписан домой. Осенью ему предстоит сдать экзамены за 9-й класс, которые пришлось пропустить…

IMG_20180618_135656

В Центре Алмазова мальчика будут продолжать наблюдать амбулаторно и при необходимости включат в лист ожидания на трансплантацию донорского органа. Если она понадобится, есть достаточно времени, чтобы парень окреп и дождался «своего» сердца.