Nov 072018
 

IMG_3083-0-0 мал

Over two years, the surgeons of the Almazov Centre have performed more than 100 endovascular repair procedures for aortic aneurysms. However, the unique case of October 2018 presented the surgical challenges due to the complex anatomy of aneurysm.

CT angiography of the abdominal aorta before surgery

The patient was a 66-year-old male from Essentuki who presented to the Vascular Surgery Department of the Centre with a large abdominal aortic aneurysm measuring up to 83 mm in diameter and almost 18 cm in length. Renal arteries were also involved. The patient suffered from abdominal pain and had concomitant lung disease, CAD and obesity.

Patients with an aneurysm extending to the branches of abdominal aorta are often candidates for conventional open surgery. They are at high risk of complications and death.

However, minimally invasive methods developed for endovascular aortic repair with stenting of visceral arteries that supply thoracic organs changed the perspective towards the complex aneurysms and opened the door for new treatment approaches. In Europe there are a little more than 10 specialized centres performing this single-stage surgery on a regular basis. In Russia there are only a few specialists in this area with many years of experience both in endovascular and open surgery for aortic aneurysms.

The surgical team led by Mikhail Chernyavsky, MD, PhD, Head of the Vascular and Interventional Surgery Department, successfully performed endovascular repair of abdominal aorta and renal arteries with chimney technique, where the stent graft was placed to extend above renal arteries and additionally two parallel stent grafts were placed to preserve blood flow to the kidneys.

Post-surgery CT angiogram

Total procedure time was 40 minutes, and most of the time was spent for access preparation, artery catheterization for renal stent grafts and other steps for successful surgery.

“The evolution of endovascular aortic aneurysm repair broadened the indications for endovascular procedure. The introduction of this new technique at the Almazov Centre would have not been possible if not for the support from the management. Clearly not every surgical team will be able to perform this advanced procedure due to its high complexity and not every chief will support this initiative. We were lucky to handle both challenges,” explained Dr. Chernyavsky.

The postoperative period is running smoothly and the patient will soon be ready for discharge with future follow-up at the Centre’s clinic.

ноя 072018
 

IMG_3083-0-0 мал

За два года в Центре Алмазова выполнено более 100 эндопротезирований аневризм аорты. Однако случай, с которым доктора столкнулись в конце октября 2018 года, уникален своей сложной анатомией аневризмы.

КТ-ангиография аорты брюшного отдела до операции

Пациент из г. Ессентуки, мужчина 66 лет, поступил в отделение сосудистой хирургии Центра для хирургического лечения большой аневризмы брюшного отдела аорты диаметром до 83 мм и протяженностью почти 18 см. В это расширение аорты были вовлечены и почечные артерии. Мужчину беспокоили боли в брюшной полости, заболевание также осложнено сопутствующей патологией легких, ишемической болезнью сердца и лишним весом.

Зачастую больные с аневризмой, распространяющейся на ветви брюшной аорты, являются абсолютными претендентами на «открытую» операцию. Такое вмешательство сопряжено с высоким риском осложнений и летальностью.

Однако разработка таких малоинвазивных методов лечения, как эндопротезирование аорты с одновременным эндопротезированием висцеральных артерий, кровоснабжающих внутренние органы, позволила изменить взгляд на проблему сложных аневризм и начать внедрять принципиально новые подходы в лечение больных. В Европе насчитывается немногим более 10 специализированных центров, где эта одномоментная операция выполняется рутинно. В России новым направлением занимаются единичные специалисты, имеющие многолетний опыт в эндоваскулярной и открытой хирургии аорты.

КТ-ангиография после операции

Под руководством д.м.н. М. А. Чернявского в гибридной операционной под местной анестезией было выполнено эндопротезирование брюшной аорты и почечных артерий по методике “Chimney technique”, при которой оба стент-графта укладываются по типу «дымохода». Дело в том, что при выключении аневризмы брюшного отдела аорты из кровотока в данном нестандартном случае перекрылся бы и кровоток по почечным артериям. Чтобы этого избежать, врачи зафиксировали стент-графт в брюшном отделе выше, над почечными артериями, а параллельно установили два дополнительных модуля, обеспечивающих кровоснабжение почек.

Процедура имплантации эндопротезов, каковыми по сути являются стент-графты, длилась около 40 минут. Большую часть времени заняла подготовка доступов, катетеризация артерий для почечных стент-графтов и другие важные шаги, обуславливающие успех операции.

«Эволюция эндоваскулярного лечения аневризм аорты значительно расширила показания для эндопротезирования. Внедрение новой технологии лечения в Центре Алмазова, безусловно, было невозможно без поддержки руководства. Не каждая команда хирургов отважится на столь непростую процедуру ввиду высокой технической сложности, и не каждый руководитель лечебного учреждения поддержит эту инициативу. Нам удалось решить обе задачи», – сообщил заведующий НИО сосудистой и интервенционной хирургии М. А. Чернявский.

Течение послеоперационного периода у пациента проходит гладко, выполнены контрольные обследования, планируется выписка с дальнейшим наблюдением в поликлинике Центра.

Новость в СМИ:
Научно-популярный журнал «Машины и Механизмы»
Доктор Питер
Вести. Медицина