июн 252019
 

Лунная болезнь

Термин «эпилепсия» в переводе с греческого («epilambanein») означает «схватывание, что-то внезапное, нападающее на человека». Ни одно заболевание на протяжении всего его изучения не имело столько обозначений, как эпилепсия — более 40. Среди них «божественная», «демоническая», «святая», «лунная», «дурная», «черная немощь», «трясучка», «горестное страдание», «болезнь Геркулеса», «наказание Христа» и т. д.

Эпилепсия — заболевание, известное со времен глубокой древности. Долгое время среди людей существовало мистическое представление об эпилепсии. Например, в античной Греции эпилепсия ассоциировалась с волшебством и магией и называлась «священной болезнью». Термин «священная болезнь» впервые упоминается в сочинениях Гераклита и Геродота. Считалось, что эпилепсия связана с вселением в тело духа, дьявола.

В Древнем Риме эпилепсия имела название «комитетской» («парламентской») болезни, поскольку заседания Сената прерывались, если у одного из присутствующих возникал эпилептический приступ, т. к. считалось, что боги таким образом выражают недовольство происходящим.

Эпидемиология эпилепсии

В наши дни эпилепсия является одним из наиболее распространенных нервно-психических заболеваний. Заболеваемость эпилепсии составляет 50–70 случаев на 100 тысяч человек, распространенность — 5–10 на 1000 (0,5–1 %). Не менее одного припадка в течение жизни переносят 5 % населения, из них у 20–30 % больных заболевание является пожизненным. У 70 % пациентов эпилепсия дебютирует в детском и подростковом возрасте и по праву считается одним из основных заболеваний педиатрической психоневрологии. Заболеваемость высока в течение первых месяцев после рождения и несколько снижается после второго десятилетия. В настоящее время общее число больных эпилепсией на планете составляет порядка 50 миллионов человек. Увеличение показателя распространенности эпилепсии в последние годы обусловлено большей обращаемостью к врачам, лучшей выявляемостью заболевания в связи с совершенствованием методов диагностики.

Многие неврологические заболевания долгое время лечились только медикаментозно и зачастую безуспешно. К их числу относится и эпилепсия.

Хирургическое лечение эпилепсии

В Российском научно-исследовательском нейрохирургическом институте имени профессора А. Л. Поленова (филиале Центра Алмазова) успешно лечат эпилепсию хирургическим путем. О том, как именно проводят такие операции и каким пациентам помогают избавиться от недуга, рассказала заведующий нейрохирургическим отделением № 2 РНХИ им. проф. А. Л. Поленова Виктория Геннадьевна Нездоровина:

«В настоящее время в России не существует полноценной системы оказания медицинской помощи больным, страдающим эпилепсией. Да, такие пациенты, как правило, наблюдаются специалистами по месту жительства или в других клиниках. Но, к сожалению, нередко мы сталкиваемся с тем, что обследование с целью уточнения диагноза проводится неполноценное, медикаментозная терапия — некорректная, показания к операции определяются несвоевременно, спустя много лет, когда время может быть уже упущено, либо пациенты не направляются на хирургическое лечение вовсе.

Чтобы добиться хорошего эффекта в результате операции с минимальными последствиями для пациента необходимо правильно установить показания к ней, определить цель для вмешательства и выбрать метод хирургического воздействия. С этой целью в большинстве случаев приходится заново «обследовать» пациента, и Центр Алмазова в настоящий момент обладает практически всеми необходимыми ресурсами для этого.

У нас работает мультидисциплинарная бригада, включающая эпилептолога, нейрохирурга, электрофизиолога, анестезиолога, нейропсихолога, логопеда, психиатра, генетика, патоморфолога. В Центре выполняются современные методы нейровизуализации (высокопольная МРТ, функциональная МРТ, позитронно-эмиссионная томография, однофотонная эмисионная томография). В РНХИ им. проф. А. Л. Поленова проводится комплексное электрофизиологическое обследование, включая видео-ЭЭГ-мониторинг, в том числе инвазивный с имплантацией глубинных и кортикальных электродов. Только благодаря комплексному обследованию возможно составить максимально верную и четкую картину того, с какой формой эпилепсии мы имеем дело и какие методы лечения можем применить», — отметила Виктория Геннадьевна Нездоровина.

Эпилепсия год спустя

3_0_0

Заведующий нейрохирургическим отделением № 2 РНХИ им. проф. А. Л. Поленова Виктория Геннадьевна Нездоровина с пациенткой

Сегодня в кабинете у Виктории Геннадьевны молодая улыбчивая девушка Евгения, которая приехала через год после операции по поводу эпилепсии. С подросткового возраста она страдала от эпилептических приступов, поэтому не могла нормально учиться, работать, да и с молодыми людьми отношения не складывались. Врачи прописывали все новые и новые противоэпилептические препараты, а приступы не только не проходили, но возникали все чаще. Совершенно случайно мама девушки узнала о возможности хирургического лечения в РНХИ им. проф. А. Л. Поленова. Ухватившись за эту ниточку, приехали в Петербург… И как оказалось — не напрасно. Прошел уже год после малоинвазивной селективной операции на головном мозге.

«Не поверите — ни единого припадка с тех пор. Это просто не передать, что значит избавиться от этой болезни. Я живу нормальной жизнью, работаю. Теперь мечтаю стать мамой, и врачи не против», — улыбается Евгения.

Стереотаксическая радиочастотная деструкция

После тщательного обследования врачи установили, где именно находится очаг эпилепсии, и, если можно так сказать, девушке «повезло» — он располагался в ограниченной части височной доли мозга — гиппокампе. При такой локации возможно проведение малоинвазивной операции — стереотаксической радиочастотной деструкции. Это радиочастотное термическое воздействие с разрушением ткани мозга в четко заданном объеме. С течением времени то место, где была произведена деструкция, лизируется. Говоря простым языком, это место заполняется ликвором (спинномозговой жидкостью). Такой очаг формируется 3–4 месяца после деструкции.

2_0

Интраоперационный электрофизиологический контроль с использованием скальповых и глубинных электродов

Преимущества этой операции заключаются в том, что разрез мягких тканей делается небольшой, воздействие на мозг проводится локальное, длительность операции меньше, а значит — ниже риск неврологических нарушений и послеоперационных хирургических осложнений, более короткий период пребывания в стационаре и послеоперационной реабилитации.

Стереотаксические операции при эпилепсии выполнялись еще в 60–80-х годах XX века. Значительную их часть составляли операции по имплантации диагностических электродов, деструкции выполнялись реже. В основном это были электродеструкции — воздействия током, эффект от которого более непредсказуемый, а нацеливание на мишень и расчеты делались по пневмоэнцелофалографии (метод рентгенологического исследования головного мозга с помощью искусственного контрастирования газом его ликворных пространств. — Прим. ред.). В связи с этим эффективность таких операций была недостаточной, а риски послеоперационных осложнений гораздо выше.

«Современные методы нейровизуализации и высокотехнологичные операционные навигационные системы позволяют видеть мозг и его структуру с высокой точностью и рассчитывать координаты мишени и траекторию доступа к ней на основании индивидуальной анатомии конкретного больного. При этом точность нацеливания составляет до 0,2 мм. С помощью аппарата радиочастотной деструкции в зависимости от параметров применяемого электрода, времени экспозиции и заданной температуры мы получаем четко заданный необходимый объем деструкции. Благодаря перечисленным факторам стереотаксические операции возможно выполнять на качественно более высоком уровне, максимально точно и более управляемо», — рассказала нейрохирург.

Хирургия малоинвазивная и не только

Но каждая операция имеет свои показания. К сожалению, далеко не всем пациентам можно предложить малоинвазивное лечение. Если причиной эпилептических приступов является четко локализованная небольших размеров зона, например гиппокамп, тогда можно воздействовать точечно. Если вовлечена латеральная кора височной доли, либо речь идет об экстратемпоральной эпилепсии (лобной, теменной и пр.) или определяются структурные изменения ткани мозга (кортикальная дисплазия, рубцы, кавернома и пр.), тогда необходимо применять открытые резекционные операции.

Основные показания к применению деструктивных и резекционных способов лечения эпилепсии — это фокальная (очаговая) эпилепсия и фармакорезистентность, т. е. если пациенту уже назначалось не менее двух курсов противоэпилептической терапии современными препаратами, на фоне которых сохраняются частые эпилептические приступы или редкие инвалидизирующие (например, во время которых человек может травмироваться).

1_0

Интраоперационное фото этапа стереотаксической радиочастотной амигдаллогиппокампотомии

К сожалению, несмотря на более высокую эффективность оперативного лечения эпилепсии по сравнению с медикаментозной терапией, до сих пор не все неврологи достаточно информированы о возможности и эффективности хирургического лечения этого заболевания, об алгоритме прехирургического обследования пациента и подготовке к операции.

Благодаря высококвалифицированному персоналу и наличию самого современного медицинского оборудования в Российском научно-исследовательском нейрохирургическом институте имени профессора А. Л. Поленова успешно лечат многие формы эпилепсии, давая пациентам шанс на здоровую полноценную жизнь.

X

УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА АЛМАЗОВА!

Уведомляем вас, что в соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в Центре Алмазова введен комплекс дополнительных мер по безопасности, направленный на предотвращение террористических актов. В целях обеспечения безопасности граждан и целостности объектов инфраструктуры при посещении Центра Алмазова проводится дополнительный личный осмотр, осмотр вещей и автотранспорта. Отказ от соблюдения мер по безопасности может послужить причиной недопуска на территорию Центра Алмазова. Просим с пониманием отнестись к введенным мерам по безопасности.

С уважением, Администрация Центра Алмазова