History of the Almazov National Medical Research Centre

 

The Almazov National Medical Research Centre (before – the Federal Almazov North-West Medical Research Centre, the Federal Almazov Medical Research Centre, the Federal Almazov Center of Heart, Blood and Endocrinology, the Research Institute of Cardiology).

Research Institute of Cardiology was founded in 1980

Research Institute of Cardiology was founded in 1980

The Research Institute of Cardiology was founded in 1980. The urgency of its foundation became clear in the 70th and was caused by the rapid growth of cardiovascular morbidity and mortality in the country. To solve the problem, Prof. Evgeny Chazov initiated establishing specialized cardiology service. In 1977, in accordance with the decree of the USSR Council of Ministers following the example of the first Cardiology Research Institute in Moscow, similar institutions started their work in the USSR republics.

Prof. Vladimir Almazov in the Intensive Care Unit

Prof. Vladimir Almazov in the Intensive Care Unit

In Leningrad, the Research Institute was founded as an institution of the Russian Republic. The initiative of its foundation belonged to Professor Vladimir Almazov, the Head of Chair of Internal Diseases at the 1st Leningrad Medical University named after Ivan Pavlov. With support of the city administration, the Institute was given a building of the cardio-rheumatology clinic for 300 beds and funds for its reconstruction. The mission of the new institution was to improve the existing and develop new methods of diagnostics, treatment and prevention of cardiovascular diseases to lower CV morbidity rate and to improve general health of the population. A remote diagnostic center was created in the Institute, where specialists analyzed electrocardiograms transferred by telephone lines, thousands of the citizens were consulted in the out-patient department.

To perform the scientific-clinical research, departments of Arterial Hypertension, Coronary Artery Disease, Emergency Cardiac Care and the Intensive Care Unit were created. From the very beginning the teams of highly-qualified doctors and researchers completed challenging basic and applied research projects, the new scientific and clinical school was founded.

Since the first days of the Institute, scientific investigations aimed at development of medical devices began. In 1983, in a Laboratory of Clinical Physiology of Blood Circulation the first Russian portable monitoring device was developed. By the end of the 80th, the Institute was a co-developer of the portable electrocardiograph “Gnom”, resuscitation systems “Trevoga B-4” and “Cardiocomplex-5”. The methodology of mass examinations in a remote diagnostic center was developed as well as an automatic system of medical care quality assessment.

A new Cardiac Surgery Department established in 1987 started a new level of cardiovascular care in Leningrad. The Institute was allowed to rent premises in a new building of a city hospital where the first angiograph was installed. Some industrial enterprises of the city supported organization of the up-to-date cardiac surgery clinic, thanks to which the first cardiopulmonary bypass surgery was performed in 1988.

In 1991, the organization structure of the Institute was improved. At the initiative of Prof. Almazov, the research and clinical subdivisions were united to speed up the process of translation of research findings into clinical practice.

In 2001, Director of the Research Institute of Cardiology became a student and a follower of Vladimir Almazov Prof. Evgeny Shlyakhto who at present is an academician of the Russian Academy of Science, Chief Cardiologist of Saint-Petersburg and the North-West Federal District of Russia, President of the Russian Society of Cardiology, fellow and member of the Congress Program Committee and Guidelines Committee of the European Society of Cardiology, fellow of the American College of Cardiology.

Prof. Evgeny Shlyakhto

Prof. Evgeny Shlyakhto

In 2002, the Institute was named after its founder Prof. Vladimir Almazov.

In 2004, the Institute obtained the permit of the Higher Certifying Commission of the Russian Ministry of Education and Science to establish the Dissertation Council for defense of doctoral and candidate's theses in Cardiology. On July 2, 2004 the order of the council organization was signed and the first thesis was defended successfully in September.

In view of widening the scientific-research and strengthening technological facilities and in accordance with the order of the Federal Agency of Health and Social Development (#942 of 10.11.2006) the Research Institute of Cardiology was given a new name – the Almazov Federal Heart, Blood and Endocrinology Centre.

It became obvious already in the 80th that the intensive development of the institution was restricted by the lack of premises. In 1987, design works were started and in 1988 – construction of a modern clinic for 480 beds and an out-patient department for 360 consultations a day. The construction works should have been finished by 1992 but were stopped for 10 years due to the lack of funds. A new phase in the building process began after the clinic was included by President Vladimir Putin into the priority list of works on preparation for the 300-year celebration in St-Petersburg. At the end of 2001, the construction works were restarted.

The out-patient department for 360 consultations a day and the biggest in the city blood transfusion station (for more than 6,000 liters per year) were opened on September 1, 2006.

Since February 2007 the Almazov Federal Heart, Blood and Endocrinology Centre was under the jurisdiction of the Federal Agency of High-Tech Medical Care.

The first cardiac surgeries were performed in a new clinic of the Centre on May 25, 2009. The whole complex of buildings was put into operation on June 25, 2009.

On December 4, 2007, the government order #1743-r initiated establishing a series of federal perinatal centres all over Russia. On June 8, 2008 construction of the Perinatal Centre as part of the Almazov Centre began and on November 1, 2010 it received the first patients

Since November 15, 2010, the Almazov Federal Heart, Blood and Endocrinology Centre has been under the jurisdiction of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation.

In December 2013, the Centre was renamed into the Federal Almazov Medical Research Centre.

In 2015, when the Polenov Research Institute of Neurosurgery was included into its structure the Centre was renamed into the Federal Almazov North-West Medical Research Centre.

On 12 July 2017, our institution received the national status and was renamed into the Almazov National Medical Research Centre.

Today the Almazov Centre is the leading Russian institution which unique character is in a combination of basic and applied research in various medical fields, multi-disciplinary specialized care that includes high-tech surgery and continuous medical education for researchers and practicing doctors.

История Центра

 

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ранее Институт кардиологии РСФСР, ФГУ «НИИ кардиологии им. В. А. Алмазова», ФГБУ «Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии им. В. А. Алмазова» Минздравсоцразвития России, ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова» Минздрава России, ФГБУ «Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова» Минздрава России).

Научно-исследовательский институт кардиологии был основан  в 1980 году.

Научно-исследовательский институт кардиологии был основан  в 1980 году

Научно-исследовательский институт кардиологии был основан в 1980 году. Необходимость его организации возникла еще в 70-е годы в связи с ростом заболеваемости, инвалидности и смертности населения от болезней системы кровообращения. Для решения проблемы сердечно-сосудистых заболеваний по инициативе академика Е. И. Чазова в СССР была создана специализированная кардиологическая служба. В 1977 году в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР вслед за первым институтом кардиологии в Москве стали создаваться республиканские НИИ кардиологии.

В. А. Алмазов в реанимации

В. А. Алмазов в реанимации

В Ленинграде НИИ был организован как институт кардиологии РСФСР. Инициатива его создания принадлежала заведующему кафедрой факультетской терапии 1-го ЛМИ им. акад. И. П. Павлова, профессору В. А. Алмазову. По решению руководства города институту был передан кардиоревматологический диспансер и стационар на 300 коек, выделены средства на ремонт клиники. Были поставлены задачи совершенствования имеющихся и создания новых методов диагностики, лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний для снижения заболеваемости и смертности, укрепления здоровья населения. В институте был создан дистанционный диагностический центр, где специалисты анализировали передаваемые по телефонным линиям связи электрокардиограммы; в консультативно-поликлиническом отделении центра получали помощь тысячи горожан.

Для выполнения научно-клинических исследований в НИИ кардиологии были созданы отделения артериальной гипертензии (АГ), ишемической болезни сердца (ИБС), неотложной кардиологии, организован блок интенсивной терапии. Уже в первые годы деятельности института высококвалифицированные врачи и научные сотрудники выполняли сложные фундаментальные и прикладные научно-исследовательские работы (НИР); сформировались коллективы единомышленников, заложен фундамент новой научно-клинической школы.

С первых дней существования института были начаты исследования по созданию образцов отечественной медицинской техники. Так, в 1983 году в лаборатории клинической физиологии кровообращения создан первый отечественный портативный кардиомонитор «Инкарт». В конце 80-х годов институт выступил медицинским соисполнителем при создании портативного электрокардиографа «Гном», реанимационных комплексов «Тревога В-4» и «Кардиокомплекс-5». Внедрена методика использования дистанционного диагностического центра для массовых обследований в коллективах. Разработана автоматизированная методика определения качества медицинской помощи.

Новый уровень оказания медицинской помощи связан с созданием в институте в 1987 году отдела кардиохирургии. В аренду институту передали помещения в новом здании городской больницы № 4, выделили ангиографическую установку. Организацию современного кардиохирургического центра поддержали ЦКБ «Рубин», Ленинградский Металлический завод и другие промышленные предприятия города. Благодаря этому сотрудничеству первая операция в условиях искусственного кровообращения была успешно проведена уже в 1988 г.

1991 год стал этапным в совершенствовании организационной структуры института. По инициативе В. А. Алмазова научные и лечебные подразделения объединились в научно-клинические отделения (НКО) для ускорения внедрения результатов научных разработок в клиническую практику.

Е. В. Шляхто

Е. В. Шляхто

С 2001 года директором НИИ кардиологии, в дальнейшем ФЦСКЭ, стал ученик и последователь академика В. А. Алмазова, профессор, академик РАН Евгений Владимирович Шляхто. В настоящее время Е. В. Шляхто является также президентом Российского кардиологического общества, главным кардиологом Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа, членом Бюро Отделения клинической медицины Российской академии медицинских наук, почетным членом Европейского общества кардиологов (European Society of Cardiology), членом Американской ассоциации сердца (American Heart Association).

В 2002 году институту было присвоено имя его основателя и первого директора В. А. Алмазова.

В 2004 году институт получил разрешение Высшей аттестационной комиссии Минобразования и науки РФ на создание Диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности «кардиология». Приказ о создании Совета был подписан 2 июля 2004 года, а уже в сентябре успешно прошли первые защиты.

В связи с необходимостью развития дополнительных научно-исследовательских направлений и расширением научных и технических возможностей институт кардиологии, в соответствии с приказом Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (№ 942 от 10.11.2006 г.), был переименован в Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии имени В. А. Алмазова.

Еще в 80-е годы стало ясно, что интенсивное развитие института сдерживается ограниченностью площадей. В 1987 году было начато проектирование, а в июле 1988 года — строительство современного клинико-поликлинического комплекса на 480 коек с поликлиническим отделением на 360 посещений в смену. Строительство должно было быть завершено в 1992 году, однако в связи с недостаточным финансированием работы были приостановлены почти на 10 лет. Новый этап в судьбе недостроенного здания начался после включения объекта в Перечень поручений Президента Российской Федерации В. В. Путина по подготовке к 300-летию основания Санкт-Петербурга. В конце 2001 года строительство было возобновлено.

Торжественное открытие нового клинико-поликлинического корпуса состоялось 1 сентября 2006 года с введением в работу поликлиники, рассчитанной на 360 посещений в сутки при работе в две смены, и крупнейшей в городе станции переливания крови и ее компонентов (до 6000 л в год).

С февраля 2007 года Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии им. В. А. Алмазова переведен в ведение Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи (Росмедтехнологий).

25 мая 2009 года в новом операционном блоке клинико-поликлинического корпуса выполнены первые кардиохирургические вмешательства. 25 июня 2009 года введен в эксплуатацию весь клинико-поликлинический корпус.

4 декабря 2007 года вышло Распоряжение Правительства РФ № 1734-р о создании в 2008—2010 гг. федеральных перинатальных центров. 8 июля 2008 года началось строительство Перинатального центра, и уже 1 ноября 2010 года он начал прием пациенток.

С 15 ноября 2010 года Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии им. В. А. Алмазова переведен в ведение Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России).

С декабря 2013 года медицинский центр получил новое название — федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В 2015 году медицинский центр переименован в федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, в состав которого включен филиал — «Российский научно-исследовательский нейрохирургический институт имени профессора А. Л. Поленова».

В конце 2016 года введены в эксплуатацию Детский лечебно-реабилитационный комплекс и Центр доклинических трансляционных исследований.

12 июля 2017 года Центр получил статус национального и переименован в федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Сегодня Центр Алмазова — ведущий российский центр, уникальность которого состоит в гармоничном соединении фундаментальных и прикладных исследований в различных областях с оказанием многопрофильной специализированной, в т. ч. высокотехнологичной медицинской помощи населению и непрерывной междисциплинарной подготовкой научных и медицинских кадров.