Research Department for Heart Failure

 
Maria Sitnikova
Head of the Department for Heart Failure, PhD, Professor

In 2001 the Research Laboratory for heart failure pathogenesis and new approaches in treatment was established for the first time in the Northern West Federal District, and then in 2009 it has been transformed into a research department.

Department for Heart Failure includes:

  • Research Laboratory for Heart Failure
  • Research Laboratory for High-tech Treatment Methods

Research topics:

  • Prognosis in heart failure
  • Genetics in heart failure
  • High-tech methods in heart failure treatment: cardiac resynchronization therapy, left ventricle assist device, heart grafting, physical rehabilitation in chronic heart failure (CHF).

Bedside work

The results of Heart failure Department, a part of the Research Department for HF, are comparable with the experience of the leading European Heart failure centers and demonstrate 5- year survival as 67 — 75%. That survival rate is significantly higher than in European population (less than 50% at 5 years). Comprehensive treatment approach includes a combination of drug therapy, education in “School for CHF patients”, regular physician checkups and “active” telephone contacts, thus reducing the number of readmissions to a hospital and in proper time refer for high-tech treatment methods.

Education

Cardiopulmonary testing

Within the Russian school of Cardiology and the National Project “Health” we created diverse educational program for physicians of Northwestern Federal District. Annually in April with the support of Almazov Federal Education Center we conduct the School for physicians “Contemporary Chronic Heart Failure Management”. For this course we invite specialists from different fields of cardiology, imaging diagnostics department.

Traditionally, in early May on behalf of the European Association of Heart Failure we carry out “Day of knowledge about the Heart failure”. On the lectures physicians from inpatient and outpatient departments of Saint-Petersburg could see patients with severe heart failure and discuss difficult cases including the indications for high-tech therapy and heart transplantation/
The Department for HF is involved in listing patients for heart transplantation. We closely follow-up patients before and after heart transplantation. Since 2010 we have screened more than 700 patients for heart transplantation. Almazov Federal Centre implanted 7 EXCOR systems with subsequent heart transplantation. 29 heart transplantations have been performed and the mean follow-up after transplantation is 3.5 years. Patients restored their physical activity, 50% of adult patients returned to work, children continue education in school. Heart transplantation waiting list is constantly updated. Patients are referred from the all parts of Russia, but predominantly from the Northern West Federal District.

Cardiopulmonary testing (ergospirometry) represents a graduated exercise test with the continuous ECG recording, monitoring of pulmonary ventilation, oxygen consumption, carbon dioxide diffusion evaluation. Severity of respiratory and heart failure could be assessed during ergospirometry.

НИО сердечной недостаточности

 

Ситникова Мария Юрьевна

Заведующая НИО сердечной недостаточности, д. м. н., профессор

В 2001 году впервые в Северо-Западном Федеральном Округе была создана научно-исследовательская лаборатория по изучению патогенетических механизмов и поиска новых подходов к терапии хронической сердечной недостаточности (ХСН), преобразованная в 2009 году в научно-исследовательский отдел.

В состав НИО сердечной недостаточности входят:

  • НИЛ сердечной недостаточности
  • НИЛ высокотехнологичных методов лечения

Реализуемые научные направления:

  • прогноз больных сердечной недостаточностью,
  • генетические особенности больных сердечной недостаточностью,
  • высокотехнологичные методы лечения сердечной недостаточности: сердечная ресинхронизирующая терапия, искусственный левый желудочек, трансплантация сердца, физическая реабилитация больных хронической сердечной недостаточностью (ХСН).

Клиническая деятельность

Результаты работы кардиологического отделения сердечной недостаточности, входящего в состав НИО сердечной недостаточности (НИО СН), соотносятся с положительным опытом, который демонстрируют ведущие европейские центры, специализирующиеся на терапии ХСН: 5-летняя выживаемость этой когорты больных составляет 67 — 75%, что значительно превышает выживаемость таких пациентов в европейской популяции (менее 50% за 5 лет). Комплексный подход к лечению включает комбинированную медикаментозную терапию, обучение в госпитальной «Школе больных ХСН», регулярные осмотры лечащим врачом и «активные» телефонные контакты, что позволяет снизить число регоспитализаций и своевременно определять показания к высокотехнологичным методам лечения.

Образовательная деятельность

В рамках Всероссийских Школ по кардиологии и Национального проекта «Здравоохранение» сотрудники НИО СН осуществляют обширную образовательную программу для врачей Северо-Западного Федерального Округа. Ежегодно в апреле силами сотрудников НИО СН и Научно-образовательного центра, проводится Школа для врачей «Стратегия и тактика лечения ХСН», посвященная вопросам современной стратегии и тактики терапии сердечной недостаточности. Для преподавания на этом курсе привлекаются ведущие кардиологи, специалисты в области аритмологии, кардиохирургии, современных радионуклидных и др. визуализирущих методик.

Традиционно в начале мая под эгидой Европейской ассоциации сердечной недостаточности сотрудники НИО СН проводят акцию «День знаний о сердечной недостаточности», в рамках которой в поликлиниках Санкт-Петербурга проходят лекции и демонстрации больных тяжелой ХСН, открытые консультации наиболее сложных больных. Врачи поликлиник получают информацию о критериях направления больных на высокотехнологичную терапию и трансплантацию сердца, получают ответы на все вопросы, касающиеся лечения больных ХСН и тактики ведения таких пациентов.

Проведение эргоспирометрии

Сотрудники НИО СН принимают непосредственное участие в формировании листа ожидания на трансплантацию сердца и в наблюдении больных до и после пересадки сердца. Начиная с 2010 года, отбор на трансплантацию сердца прошли более 700 больных, в листе ожидания на трансплантацию сердца состояло 70 человек. В Центре было имплантировано 7 систем экстракорпорального кровообращения EXCOR с последующей трансплантацией сердца. Всего за это время было выполнено 29 трансплантаций сердца и длительность наблюдения реципиентов составляет 3,5 года. Пациенты восстановили свою физическую активность, 50% взрослых пациентов после ТС вернулись на работу, дети продолжают школьное обучение. Лист ожидания трансплантации сердца постоянно обновляется. Пациенты направляются для решения о ТС со всей территории РФ, преимущественно из Северо-Западного федерального округа.

Кардиопульмональный тест (эргоспирометрия) — заключается в непрерывной регистрации ЭКГ, непрерывном мониторинге легочной вентиляции, потребления кислорода, выделения углекислого газа во время выполнения дозированной физической нагрузки.

У больных оценивается степень недостаточности насосной функции сердца левого и правого желудочков, оценивается степень тяжести дыхательной недостаточности.

Записаться на консультацию к кардиологу-специалисту по сердечной недостаточности можно по телефону +7 (812) 702-37-06.

.
Консультирующие кардиологи-специалисты по сердечной недостаточности
(ул. Аккуратова д. 2, каб. 327):
— Федотов Петр Алексеевич
— Трукшина Мария Александровна
— Галенко Виктория Леонидовна