Vivarium

 
Natalia Rubanova
Head of the Vivarium

The Vivarium was created as a part of the Research Institute of Cardiology in 1991. In 2009, it was included into the Institute of Experimental Medicine. The Vivarium is an important division of the Institute and designed for lab animal care and implementation of research and scientific experimental work.

In 2014, the reconstruction of the building of the Institute of Experimental Medicine was completed and the Vivarium was located on the second floor.

Vivarium Principles

In Vivarium we keep high SPF and genetic status animals (from Specified Pathogen Free, free from specified pathogens) of two types: mice (Mus musculus) and rats (Rattus norvegicus). The total area of the vivarium is 400 sq. m. The maximum number of animals at the Vivarium is up to 2,000 mice and 1000 rats simultaneously.

Institute of Experimental Medicine

To perform all the required technological and sanitary conditions of the SPF animal care the Vivarium is organized according to the clean room principle with sanitary inspection. The Vivarium barrier sector includes: clean corridor, animal room, procedure room, operating unit for chronic experiments and the clean side of the washing and sterilization department.

All the Vivarium premises comply with the requirements of sanitary-epidemiological and veterinary legislation. The air supplied by the forced ventilation systems is exposed to a two-step cleaning and corresponds to the 7th purity class of ISO. Biosafety Level corresponds to ABSL-1 (biological hazards minimum level). According to the Russian Federation classification the Vivarium facility is allowed to carry out works of the IV microorganisms pathogenicity group.

Al the Vivarium works are carried out according to GLP vivarium standard (“Good Laboratory Practice”) and on the basis of production schedules. All research and laboratory animal care manipulations are carried out according to the approved operating procedures standards.

Clean hall

Sanitary inspection of the Vivarium working area is designed to provide proper degree of microbiological purity of care taking personnel and scientific staff when passing the clean area. In the sanitary inspection we provide two different types of sluice system (dry and wet method). Two sluice systems allow the unimpeded/free personnel passage behind the barrier line in case of emergency. Dry sanitary inspection facility is equipped with an air shower (Tecniplast, Italy) for staff technology clothing surface cleaning with the air flow.

All materials (cages, feeders, the litter-nesting materials, food, etc) enter the lab animal room only after cleaning, washing and sterilization. For this the washing-sterilization department is equipped with:

  • Steam sterilizer STERIVAP (BMT Medical Technology, Czech Republic)
  • 900 GP Cage and Rack Washer (IWT, Italy)
  • Generator of hydrogen peroxide vapor VHP 1000ED for dry sterilization of electronic devices and large equipment (Biodecontamination system Steris, Finland)
  • Litter utilization station (Tecniplast, Italy)
  • Feeders filling and emptying station (Tecniplast, Italy)
  • Washing and drying machines for technological clothes processing (Miele, Germany).

All Vivarium experimental studies are carried out by the researchers of the Institute of Experimental Medicine of Federal Almazov Medical Research Centre as well as members of the clinical research laboratories performing parts of the research associated with experiments on laboratory animals.

Main researches and scientific-methodological possibilities:

  • Aseptic surgery in chronic experiment
  • Full description of the cardiovascular system function in health and disease cases
  • Evaluation of acute and chronic toxicity of pharmacological substances and drugs (monitoring, biochemistry, pathomorphology)
  • Evaluation of pharmacological activity of specific substances primarily acting on the circulatory system
  • Evaluation of toxicity special types

Protocols and applications for experimental studies on animals within the grant projects, dissertation research and the State Task are considered by the Commission on the use of laboratory animals. Chairman of the Commission is Michael Galagoudza, PhD, Director of the Institute of Experimental Medicine.

Animal care

Animals come to the Vivarium only from certified animal breeding centers corresponding to all international requirements and ensuring health and genetic status of purchased animals. The Vivarium veterinarian looks after the health and living conditions of lab animals. The Vivarium monitoring system is established to maintain and confirm the status of SPF-laboratory animal health. The animal health monitoring system is represented by a set of clinical, laboratory and diagnostic procedures and includes internal and external monitoring. The program of internal monitoring of animal health involves regular inspection by a veterinarian and recording physiological parameters. External monitoring of animal health is a complex of planned diagnostic measures including bacteriological, serological, parasitological and pathological studies.

The rooms for laboratory animals are always maintained with the required climate level indicators: temperature, humidity, ventilation rate, pressure, air velocity, pollutants content, noise and light. Lab animal rooms have 12/12-hour light cycle.

Lab animal room, cages

Lab animal room

Operational room

All Vivarium animals are kept in individually ventilated cages isolated in 5 ISO class. This system creates a barrier at each cage and protects animals from microorganisms, as well as keeps constant microclimate in cages by reducing fluctuations in temperature and humidity and drafts zero. Furthermore, it significantly reduces the spread of animal allergens in the air.

Vivarium mice and rats are held separately in order to avoid visual, osphretic and auditory contact between them. Animals are provided with environmental enrichment items for games, nesting, resting, shelter and food stock.

We use dustless wood fillers with high adsorption properties for our animals. To support the fillers quality the Vivarium has all the necessary documentation: materials safety data sheet, certificate of analysis, the data on microbiological studies and research on heavy metals content, the product safety in relation to essential oils emission.

The animals feeding is carried out with total mixed ration pelleted feed providing the physiological needs for nutrients, minerals, vitamins, micro elements and energy. The food is standartized for quality and safety in accordance with international requirements.

For animal watering we use the water purified by sterilizing filtration in reverse osmosis system RiOs 30 (Merck Millipore).

Виварий

 
Рубанова Наталия Сергеевна
Заведующая виварием

Виварий был создан в составе НИИ кардиологии в 1991 году. В 2009 г. он вошел в состав Института экспериментальной медицины. Виварий является важным подразделением Института и предназначен для содержания лабораторных животных и осуществления научно-исследовательских и научно-экспериментальных работ.

В 2014 году была закончена реконструкция здания Института экспериментальной медицины, на втором этаже которого располагается виварий.

Принципы работы вивария

В виварии содержатся животные высокого генетического статуса и SPF категории (от specified pathogen free, свободные от специфицированной патогенной флоры) двух видов: мышь (Mus musculus) и крыса (Rattus norvegicus). Общая площадь вивария составляет 400 кв м. Максимальное количество животных при одномоментном содержании составляет до 2000 голов мышей и 1000 голов крыс.

Здание Института экспериментальной медицины

Для выполнения всех требуемых технологических и санитарно-гигиенических условий содержания SPF животных виварий организован по принципу чистых помещений с проходом в чистую зону через санпропускник. Забарьерный сектор вивария включает в себя: чистый коридор, комнаты содержания животных, манипуляционную, операционную для хронических экспериментов и чистую сторону моечно-стерилизационного отделения.

Все помещения соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства. Воздух, подаваемый системами приточной вентиляции в помещения содержания животных, подвергается двухступенчатой очистке и соответствует 7 классу чистоты по ISO. Уровень биологической безопасности объекта соответствует ABSL-1 (минимальный уровень биологической опасности). Согласно классификации, принятой в РФ, на объекте допустимо проведение работ с микроорганизмами IV группы патогенности.

Чистый коридор

Работы в виварии проводятся согласно стандартам GLP («Good Laboratory Practice», надлежащая лабораторная практика) и на основании технологического регламента. Все исследовательские манипуляции и манипуляции по уходу за лабораторными животными осуществляются согласно утвержденным стандартным операционным процедурам.

Санпропускник рабочей зоны вивария предназначен для обеспечения должной степени микробиологической чистоты обслуживающего и научного персонала при проходе в чистую зону. В санпропускнике предусмотрено две разнотипные шлюзовые системы (сухой и влажный способ). Наличие двух шлюзовых систем позволяет обеспечить беспрепятственное прохождение персонала за линию барьера при возникновении аварийной ситуации в одной из них. Сухой санпропускник оборудован воздушным душем (Tecniplast, Италия) для очистки поверхности технологической одежды персонала направленным потоком воздуха.

Все материалы (клетки, поилки, подстилочно-гнездовой материал, корм и др.) поступают в комнаты содержания животных только после очистки, мойки и стерилизации. Для этого моечно-стерилизационное отделение оборудовано:

  • Паровыми стерилизаторами STERIVAP (BMT Medical Technology, Чехия),
  • Моечной машиной 900 GP Cage and Rack Washer (IWT, Италия),
  • Генератором пара перекиси водорода VHP 1000ED — для сухой стерилизации электронных приборов и крупногабаритной техники (Biodecontamination system Steris, Финляндия),
  • Станцией утилизации подстилочного материала (Tecniplast, Италия),
  • Станцией для наполнения и опорожнения поилок (Tecniplast, Италия),
  • Стирально-сушильными машинами для обработки технологической одежды (Miele, Германия).

Экспериментальные исследования на базе вивария выполняются научными сотрудниками Института экспериментальной медицины, а также сотрудниками научно-исследовательских лабораторий клинического профиля, выполняющими фрагменты НИР, связанные с проведением экспериментов на лабораторных животных.

Основные виды исследований и научно-методические возможности:

  • Асептические хирургические вмешательства в хроническом эксперименте
  • Полная характеристика функции сердечно-сосудистой системы в норме и при патологии
  • Оценка острой и хронической токсичности фармакологических субстанций и лекарственных препаратов (мониторинг, биохимия, патоморфология)
  • Оценка специфической активности фармакологических субстанций, в первую очередь, действующих на систему кровообращения
  • Оценка специальных видов токсичности

Протоколы-заявки на проведение экспериментальных исследований на животных в рамках грантовых проектов, диссертационных исследований и тем государственного задания рассматриваются Комиссией по использованию лабораторных животных. Председателем комиссии является директор Института экспериментальной медицины, д. м. н. Галагудза М. М.

Содержание животных

Животные поступают в виварий только из сертифицированных центров разведения лабораторных животных (питомников), соответствующих международным требованиям, и гарантирующих состояние здоровья и генетический статус приобретаемых животных. За состоянием здоровья и условиями содержания животных осуществляет надзор ветеринарный врач. Для поддержания и подтверждения SPF-статуса лабораторных животных технологическим регламентом установлена система мониторинга здоровья. Система мониторинга здоровья животных представлена совокупностью клинических, лабораторных и диагностических процедур и включает в себя внутренний и внешний мониторинг. Программа внутреннего мониторинга здоровья животных подразумевает регулярный осмотр ветеринарным врачом и регистрацию физиологических показателей. Внешний мониторинг здоровья животных представляет собой комплекс планово проводимых диагностических мероприятий, включающих в себя бактериологические, серологические, паразитологические и патологоанатомические исследования.

В помещениях для лабораторных животных всегда поддерживаются на требуемом уровне показатели микроклимата: температура, влажность воздуха, кратность воздухообмена, давление, скорость движения воздуха, содержание в нем загрязняющих веществ, уровень шума и освещенность. Комнаты содержания животных имеют 12/12-часовой цикл освещения.

Комната содержания, клетки

Комната содержания

Операционная

Животные содержатся в индивидуально вентилируемых клетках (ИВК), каждая из которых представляет собой изолированное чистое помещение 5 класса по ISO. Такая система создает барьер на уровне каждой клетки и обеспечивает защиту животных от микроорганизмов, а также постоянный микроклимат в клетке благодаря уменьшению колебаний температуры и влажности, отсутствию сквозняков. Кроме того, это существенно снижает распространение аллергенов животного происхождения в воздухе.

Мыши и крысы содержатся раздельно во избежание визуального, обонятельного и слухового контакта между ними. Животные обеспечиваются предметами обогащения среды для осуществления игр, гнездования, отдыха, укрытия и накопления запасов корма.

Для содержания животных используются беспылевые древесные наполнители с высокими адсорбционными свойствами. В подтверждение качества подстил имеет документацию – спецификацию безопасности, сертификат анализов, данные микробиологического исследования и исследования на содержание тяжелых металлов, безопасность продукта в отношении эмиссии эфирных масел.

Кормление животных осуществляется полнорационным гранулированным комбикормом, обеспечивающим физиологические потребности организма в питательных, минеральных веществах, витаминах, микроэлементах и энергии. Корм стандартизирован по качеству и безопасности в соответствии с международными требованиями.

Для поения животных используется вода, очищенная путем стерилизующей фильтрации в системе обратного осмоса RiOs 30 (Merck Millipore).