Рубинчик Вадим Ефимович, анестезиолог-реаниматолог, заведующий отделением анестезиологии и реанимации с палатами интенсивной терапии № 2

 

Участие в программе трансплантации сердца помогло нам получить и отточить те знания и навыки, которыми мы ранее не владели. Мы прошли обучение и наладили процесс лечения пациентов, которым проводится пересадка сердца, и в настоящее время мы используем эти технологии и в лечении других кардиохирургических пациентов.

Одним из залогов успеха является отношение к трансплантационным пациентам как к самым обычным больным. Время, когда мы воспринимали пересадку сердца как эксклюзивную операцию к счастью, уже позади. Центр прекрасно оснащен инструментально, врачи обладают знаниями и технологиями, нас хорошо обучили. Неожиданностей, с которыми мы можем столкнуться в ходе лечения таких пациентов, ничуть не больше и не меньше, чем у любых тяжелых хирургических пациентов.

Это обычные пациенты

Главное и, пожалуй, единственное отличие этих больных от остальных лежит в плоскости психологии, они воспринимают свое лечение иначе. С одной стороны, это связано с характером терапии, которую они получают сразу после операции. Но наибольшее влияние на них оказывает длительное ожидание трансплантации. Они знают, что являются пациентами на терминальной стадии сердечной недостаточности, что пересадка — это последний шанс, и шанс этот предоставляется не каждому, поскольку ситуация с донорством в стране, к сожалению, далека от совершенства. Поэтому такие пациенты приходят, с одной стороны, очень мотивированными и информированными, а с другой, появляются мысли о собственной избранности.

Одной из важных задач реаниматологов является психологическая поддержка пациентов. Мы стараемся ускорить процесс их физической и психологической реабилитации, убеждаем их, что они ничем не отличаются от других больных.

Особое внимание уделяется визитам родственников. Мы приглашаем их навестить пациента как можно раньше. Разрешаем пользоваться мобильной связью и смотреть знакомые приятные телепрограммы и фильмы. И если раньше мы старались держать пациентов в реанимации 7-10 дней, буквально сдували с них пылинки, то теперь есть понимание, что чем раньше они переводятся в кардиологическое отделение, тем быстрее они идут на поправку и восстанавливают нормальный психологический статус.

Больничное братство

Для первых пациентов трансплантация сердца была абсолютным чудом. В стране таких операций проводилось мало, в Санкт-Петербурге мы первыми начали этим заниматься. У пациентов не было положительного опыта перед глазами. Они понимали, что без операции ничего хорошего их не ждет, но пересадка сердца казалась чем-то абсолютно божественным. Но за последние два года ситуация изменилась.

Сейчас, имея перед собой опыт в несколько лет и полсотни успешных операций, врачи становятся спокойнее. А с ними и пациенты: они уверены в учреждении, уверены в специалистах, уверены в себе и своих силах. Я надеюсь, что мы дождемся времени, когда трансплантация станет абсолютно рутинной процедурой.

Положительную роль играет и своеобразное братство пациентов, кому уже пересадили сердце и тех, кому это еще предстоит. Они очень поддерживают друг друга. Я являюсь сторонником свободного допуска к пациенту после трансплантации уже прошедшего через это другого пациента, если они в хороших дружеских отношениях. Парадоксально, но после пересадки сердца режим посещений более свободный, чем после других кардиохирургических вмешательств. Все возможные меры борьбы с инфекциями и так предпринимаются, а психологический комфорт пациента крайне важен.

Другое отношение

Мы привыкли к тому, что пациент, перенесший обычную кардиохирургическую операцию, подсознательно мечтает больше никогда никого из нас, реаниматологов, не видеть. Из памяти вытесняются тяжелые реанимационные будни, физический и психологический дискомфорт, неизбежный в той или иной степени в отделении интенсивной терапии. В то же время у больных после трансплантации сердца другая психологическая установка, они не могут себе позволить все забыть, потому что могут вернуться в реанимационное отделение в любой момент. У них это на подсознательном уровне заложено: здесь они обрели новую жизнь, и здесь им решать любые проблемы со здоровьем. В том числе поэтому отношения между врачами и пациентами более теплые и доверительные, они нас всегда узнают и тепло приветствуют при встрече.

Назначение врача: хорошее настроение

Создание и поддержание психологического комфорта пациентов после операции — это тоже вопрос технологий, а не добрая воля врача или медсестры и их настроения. Улыбка медсестры, спокойная уверенность врача, возможность заведующего отделением переговорить с каждым больным, объяснить сложности, с которым он сталкивается — все это очень важно! Хорошее настроение пациенту после пересадки сердца должно быть назначено в карте ведения больного, как любые другие процедуры или специальное питание.

X

УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА АЛМАЗОВА!

Уведомляем вас, что в соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в Центре Алмазова введен комплекс дополнительных мер по безопасности, направленный на предотвращение террористических актов. В целях обеспечения безопасности граждан и целостности объектов инфраструктуры при посещении Центра Алмазова проводится дополнительный личный осмотр, осмотр вещей и автотранспорта. Отказ от соблюдения мер по безопасности может послужить причиной недопуска на территорию Центра Алмазова. Просим с пониманием отнестись к введенным мерам по безопасности.

С уважением, Администрация Центра Алмазова